ГАЗЕТА "ПРАВОСЛАВНАЯ МОСКВА" №7 (289)

«Церкве Христовы похвало высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския Божественное утверждение...» -так обращается в своих молитвах Русская Церковь к святому благоверному князю Даниилу, почитая его как устроителя, создателя и небесного покровителя не только основанной им обители и града, в котором он княжил в своем далеком XIII веке, но и всей державы Российской.
И это воистину так. Именно князь Даниил заложил основание будущего величия Москвы, вокруг которой объединились русские земли, что положило начало созданию единого русского государства.
Господь избрал благоверного князя Даниила быть родоначальником династии Великих князей Московских, а затем и царей Российских. И он же, святой князь Даниил, высотой своей жизни, устроением храмов и иноческих обителей на многие века вперед определил и духовное предназначение будущей державы Российской -быть хранительницей Святого.
Православия.
Святой князь Даниил родился в 1261 году во Владимире-на-Клязьме, столице Великого княжества Владимирского. Он был младшим сыном святого благоверного князя Александра Невского. На втором году от роду князь Даниил осиротел - Великий князь Александр умер 23 ноября 1263 года, возвращаясь на Русь из Золотой Орды...
При разделе отеческого наследства князю Даниилу досталось малое и бедное Московское княжество. Но Господь даровал ему иные богатства - кротость, миролюбие, смирение и нестяжатеньность, и благодаря этим добродетелям, как пишет историк монастыря архимандрит Дионисий (Виноградов), «из малого соделалось великое: из бедной деревушки на берегах реки Москвы выросла первопрестольная столица Москва; скудный московский удел угодника Божия Даниила еще при жизни его сделался Великим княжеством Московским, а сам кроткий и смиренный пред лицом Господа, без кровопролития и междоусобных браней, стал первым Великим князем Московским».
Это было тяжелое для Руси время - «за умножение грехов наших попустил Бог на нас поганых, не их милуя, а нас наказуя». Но даже тяготы татаро-монгольского ига не могли положить конец княжеским междоусобицам. Миролюбие же и кротость Московского князя Даниила были таковы, что за все 30 лет своего правления он ни разу не принимал участия в междоусобных распрях, более того - многократно примирял враждовавших князей, даже когда они вооружались против него.
В 1293 году его брат, князь Андрей Александрович, отличавшийся воинственностью и властолюбием, тайно привел из Золотой Орды на Русь татарское войско, которое разорило многие русские города и подошло к Москве. Святой князь Даниил решился на тяжелый шаг: он, чтобы спасти людей от погибели, впустил татар в Москву, но при этом сам тоже не покинул города и разделил с народом все тяготы разорения и разбоя. Через два года святой князь Даниил все-таки вынужден был выступить против князя Андрея, но и здесь стремление Московского князя к миру победило и кровопролития удалось избежать. Несмотря на все испытания, князь Даниил простил старшему брату его вероломство, и во многом благодаря миротворчеству святого князя в 1295 году на съезде русских князей в городе Дмитрове всем им удалось примириться между собой.
В 1300 году, когда князь Рязанский Константин собрался напасть с помощью одного из татарских ханов на московские земли, князь Даниил, чтобы предупредить вторжение врагов в пределы своего княжества, выступил в поход и разбил татарский отряд у Переяславля Рязанского. Но не воспользовался победой, как это обычно во все времена делает победитель, а явил удивительный пример истинного христианского братолюбия: он не стал захватывать Рязанское княжество, а князя Константина, взяв в плен, содержал в Москве не как пленника, а с честью, как гостя, и тем примирил его с собой.
Победа Московского князя Даниила над татарами у Переяславля Рязанского имеет важнейшее значение для русской истории - это была первая победа над поработителями, пусть еще негромкая, но она предвосхитила решительный отпор монголо-татарскому владычеству в сражении на Куликовом поле в 1380 году, при правнуке святого князя Даниила - святом князе Димитрии Донском.
Никогда не стремился святой князь Даниил захватывать чужие земли ни силой, ни коварством. И за эту добродетель Господь Сам расширил границы его владений. В 1302 году Переяславский князь Иоанн, племянник князя Даниила, любивший и почитавший своего дядю, умирая бездетным, передал свои владения князю Московскому. Переяславское княжество было в то время вторым по значимости после Ростова Великого - по числу людей и укрепленности главного города (ныне Переславль-Залесский); но святой князь Даниил остался верен Москве и не стал переносить столицу. Присоединение переяславских земель к Москве выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных, чем было положено начало объединению русских земель вокруг Москвы в единую мощную державу.
Благочестие святого князя Даниила проявлялось также в особом попечении о устроении в своем уделе монастырей и храмов Божиих. На Боровицком холме, внутри деревянного тогда Кремля, был построен храм Преображения Господня - Спас-на-Бору.
Не позднее 1282 года на берегу Москвы-реки был основан Данилов монастырь - «первый на Москве» - с церковью в честь преподобного Даниила Столпника; в 1296 году - еще один монастырь в Москве, Богоявленский; а в 1300 году - на Крутицах архиерейский дом и храм в честь первоверхов-ных апостолов Петра и Павла.
Так, управляя своей державой «с кротостию и мудростию в богоугодных добродетелях», достиг святой Даниил предела своего земного пути и на 42-м году жизни, 4/17 марта 1303 года, приняв великую схиму с именем в честь пророка Даниила, скончался. О великом христианском смирении князя говорит то, что погребен он был, по его завещанию, даже не в храме основанного им Данилова монастыря, а на общем монастырском кладбище, среди могил простых иноков - «конечнаго ради смирения не изволи в церкви положен быти», как говорит об этом летопись.
И вот настало время, когда, по воле Божией, святой князь Даниил стал напоминать о себе и своей обители явлениями и чудесами.
Первое такое напоминание случилось в правление Иоанна III. Когда Великий князь Иоанн проезжал мимо Даниловского места, юноше из его окружения явился «незнаем человек» и сказал, что он христианин и месту сему господин, имя же его - Великий князь Даниил Московский, и повелел передать князю Иоанну: «Сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». С этого времени Великий князь Иоанн установил совершать соборные панихиды и Божественные службы, раздавать милостыню и устраивать поминальные трапезы по отшедшим душам своих славных предков - Великого князя Даниила и всех сродников-князей.
Второе явление святого князя Даниила было при сыне Иоанна III - Великом князе Василии. Находившийся в великокняжеской свите князь Шуйский пытался с одного из могильных камней около церкви Святого Даниила Столпника сесть на своего коня. Ему явился некий человек и возвестил: «Не дерзай с камня сего сесть на коня своего. Ведай, что лежит тут Великий князь Даниил».
«Мало ли есть тех князей?» -отвечал Шуйский, и тут же конь под ним вздыбился, пал на землю и умер, а из-под него вытащили едва живого князя. Шуйский горько раскаялся в своей дерзости, повелел «молебен петь о своем прегрешении» и панихиду по Великому князю Даниилу - и молитвами святого князя получил здравие.
Третье напоминание благоверного князя Даниила о себе было при Иоанне Васильевиче Грозном (потомке святого князя «девятой степени», то есть в девятом поколении). Некий коломенский купец с сыном плыл на ладье в Москву. Внезапно юноша-сын так сильно заболел, что был уже при последнем издыхании. В это время они проплывали мимо Даниловской церкви. Купец отнес умирающего сына на могилу князя Даниила, повелел служащему в храме священнику отслужить молебен, «сам же с великою верою и со многими слезами» молился Богу, призывая в помощь Его угодника святого князя Даниила, прося живота сыну своему. И даже положил умирающего на надгробный камень на могиле князя - и сын его, как от сна пробудившись, получил исцеление от болезни.
Все эти три чуда совершились одно за другим при трех государях Московских, потомках святого князя Даниила, - показывая, что «приближается время, когда благоверный основатель Даниловского монастыря вновь дозволит восстановить его на первоначальном месте и уже в лучшем и более прочном виде».
* * *
И это осуществилось в 1547-1560 годах. Царь Иоанн Грозный, «побуждаемый извещением о явлениях святого князя Даниила и чудесах (быть может, уже нередких) при могиле его» и «не без особенного его откровения», как пишет архимандрит Дионисий, «спешно возградил вновь Дании-ловский монастырь» - он приказал восстановить обитель на ее прежнем, два века бывшем в запустении месте и поставить каменную церковь. И она была поставлена. В XVIII веке ее перестроили в двухэтажную: нижний этаж - храм в честь Покрова Божией Матери, верхний - Святых отцов семи Вселенских Соборов. Освящал храм Святых отцов в 1561 году митрополит Московский и всея Руси Макарий с сонмом духовенства. На освящении был сам царь Иоанн Васильевич с царевичами Иоанном и Феодором. В память этого события крест на храме украшает царская корона, несомая двумя ангелами.
Торжественность освящения и необычность посвящения престола указывают на особое предназначение возрожденной обители. Храм Святых отцов семи Вселенских Соборов должен был стать «собором соборов», храмом церковных собраний, духовным центром Москвы, а наша древняя столица представала в глазах русских людей XVI века столицей Вселенского Православия и хранительницей истин веры, засвидетельствованных святыми отцами на семи Вселенских Соборах. «Семисоборный» храм мыслился как символический общемосковский собор, призванный увенчать систему, уподобляющую Москву се-михолмному Риму.
И то, что духовный центр православной столицы царь Иоанн Грозный начинал создавать в Даниловом монастыре, говорит о том большом значении, которое придавалось месту, где был основан первый в Москве монастырь и где почивали святые мощи Великого князя Даниила. Царь Иоанн установил ежегодно Московскому митрополиту со священным собором совершать крестные ходы в Данилов и служить там панихиды, и сам молился на них.
Обретение святых мощей преподобного князя Даниила Московского состоялось также чудесным образом - оно произошло, как и возобновление Данилова монастыря при Иоанне Грозном, «по откровению, то есть по повелению» явившегося царю Алексею Михайловичу самого святого князя. Архимандрит Дионисий пишет об этом событии так: «Возбужденный откровением, царь Алексей Михайлович сам со своим синклитом и по его повелению Святейший Патриарх Никон со священным собором 30 августа 1652 года прибыли из Москвы в Даниловский монастырь и тотчас с благоговением приступили к раскрытию могилы святого, причем оказалось, что святое тело князя Даниила сохранилось целым и неповрежденным и что в то же время явились знамения среди прибывшего народа, немалое число исцелений». Тогда же благоверный князь Даниил был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых.


По материалам сборника «Первый на Москве», изд-во «Даниловский благовестник».