"ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА" №39 (5894)

Хозяин Москвы


В Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя прошел торжественный вечер "Первый на Москве", открывший юбилейные мероприятия, посвященные 700-летию со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского, 350-летию со дня его прославления и 20-летию со дня возрождения Московского Данилова монастыря.
Событие это грандиозно не только для Москвы, но и для всей России. Впервые с таким размахом в течение всего будущего года Русская православная церковь и общественность будут чествовать имя человека, являвшего собой одновременно образец государственного деятеля и подвижника благочестия, беззаветного служения Отечеству и личной веры, основателя Московского княжества и собирателя Земли русской.
В памяти же людской он навсегда остался самым кротким и милостивым правителем за всю историю государства российского, в основу своей жизни и деятельности положив христианские принципы.
Пример святого князя, когда вера становится не только личным убеждением, но и важным фактором общественной и даже политической жизни, глубоко поучителен и для наших современников. Перелистаем монастырскую летопись.
У князя Александра Невского было четыре сына. Самый младший - Даниил. Когда он родился во Владимире в 1261 году, отцу шел уже сорок второй год. Даниил вряд ли его запомнил: великий князь Александр вскоре после его рождения вынужден был в очередной раз отправиться в Золотую Орду, чтобы просить татарского хана о снисхождении, и на обратном пути скончался, так и не добравшись до дому. Князь Даниил остался сиротой на втором году жизни. После раздела отцовского наследия ему как младшему сыну достался самый слабый и небогатый удел - Московское княжество, s которое старшие братья выделили ему спустя лишь десять лет после смерти отца, в 1272 году.
С юных лет князь Даниил возлюбил дела христианского благочестия: храмовую и домашнюю молитву, изучение Священного Писания и Церковного предания, помощь сирым и больным. Как будущего властителя его обучали и делу управления подданными. Наука же правления в те годы была проста и мудра: быть отцом для всех, кто тебе подчинен, отцом справедливым и милостивым, И начал он править, прислушиваясь к благоразумным советам старших людей.
То время для русских было нелегким. Грубая сила, привнесенная татарскими набегами, властвовала над правдой и справедливостью. Беззаконие стало нормой жизни, а все споры решались силой оружия и хитростью.
Русские князья, старшие братья Даниила, впитали в себя дух времени. Очень часто поднимали они меч друг на друга, чтобы приумножить свои богатства и владения. Поэтому и князь Московский должен был заботиться о защите своего княжества и подвластных ему людей. Приходилось и ему собирать войско для обороны московских рубежей.
И тем не менее история донесла нам факты, свидетельствующие о великом миролюбии святого благоверного князя Даниила. В ответ на несправедливые притязания своих братьев князь не раз вынужден был собирать рать и выступать против них. И почти каждый раз благодаря его мудрости все вопросы удавалось решать мирным путем, не доводя дела до междоусобного кровопролития, спасая княжескую честь и жизни подданных. И эти христианские подвиги миролюбия не могли не принести своих плодов: на съезде всех русских князей в городе Дмитрове им удается примириться и заключить между собой мир.
Год спустя (в 1296 г.) самый непримиримый и неспокойный из братьев, Андрей Александрович, побежденный непобедимым добродушием и человеколюбием младшего брата Даниила, передаст ему свою власть и титул Великого князя.
А в 1302 году происходит событие, которое можно считать главным итогом всей государственной деятельности великого князя Даниила. Его племянник, переяславский князь Иоанн Ди-митриевич, умирая бездетным, завещает свое княжество, в то время самое богатое и сильное, своему любимому дяде Даниилу. Переяславское княжество, присоединившись к Московскому, сразу выдвинуло последнее в число самых значительных на всей русской земле. Так, без вражды и кровопролития, была положена основа будущего великого царства.
Однако при необходимости Даниил Александрович, подобно своему отцу, умел держать в руках меч и вести за собой полки. Так, когда в 1301 году рязанский князь Константин привел на Русь отряды одного из татарских князей и собирался напасть на московские земли, князь Даниил предупредил вторжение, первым выступил в поход и разбил татарские отряды, а князя Константина и его вельмож взял в плен. Но и тут великий клязь Даниил проявил милость и даже братолюбие к побежденному: пленный содержался в Москве как гость, со всеми княжескими почестями. Такое отношение тронуло сердце врага, и мир между двумя русскими княжествами был вскоре заключен.
И еще. В те годы в обычае всех русских князей были частые поездки в Золотую Орду. Князья ездили к ханам чаще всего, чтобы заручиться их поддержкой в своих спорах и распрях с другими князьями. И лишь Даниил, судя по летописным источникам, ни разу в подобную поездку не отправлялся. Свою власть он строил как самостоятельный государь, никогда не допуская вмешательства вражеской Орды в русские дела.
Словом, у основания Московского княжества стоит человек, явивший своими делами образ настоящего христианина, кроткого и смиренного. Именно он положил начало величию Москвы. И сегодня, когда мы вспоминаем ее возраст - 855 лет, нельзя забывать, что настоящей-то столицей она стала много позже, во времена князя Даниила. Уже тогда в народе он получил титул Первоначальника, собирателя российских земель и стал родоначальником династии великих князей московских, а затем царей российских.
Но была и еще одна сторона его деятельности. Не зря князь причислен к лику святых. Дело в том, что Даниил относился к своей власти не как к самодержавию, а как к высокому служению Богу и своему народу, христианскому служению. Перед смертью он принял пострижение и великую схиму с именем в честь пророка Даниила.
Его имя тесно связано не только с историей Российского государства, но и с церковной историей страны. В 1282 году на правом берегу Москвы-реки, в пяти верстах к югу от Кремля, снязь Даниил воздвигает храм в честь своего небесного покровителя, преподобного Даниила Столпника. Этот небольшой деревянный храм, пахнущий смолой, где при тихом пении монахов молился сам князь, стал основанием славного Данилова монастыря.
В 1296 году он основал еще один монастырь в Москве - Богоявленский. А в 1300 году по его повелению на Крутицах был построен Архиерейский дом с храмом в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Он никогда не забывал построенных монастырей и храмов, поддерживал их дарами. Но особенно любил первый из основанных им - Данилов монастырь. Именно здесь он принял пострижение и именно здесь велел себя похоронить. Но не в храме или особо почетном месте, а на обычном монастырском кладбище, среди простой братии.
В следующем году будет отмечаться еще одна дата - 20 лет со дня возрождения Московского Данилова монастыря. Что само по себе уже подразумевает нелегкую судьбу Даниилова детища. Обратимся снова к монастырской летописи.
В 1330 году сын Даниила, великий князь Московский Иоанн Калита, перевел даниловского архимандрита Иоанна вместе со всей братией в Кремль, "на свой царский двор". Здесь был устроен новый монастырь, названный Спасским.
Древний Данилов монастырь стал приходить потихоньку в запустение. Лет двести о нем напоминали лишь приходской храм да маленькое сельцо Даниловское. Но святой князь сам напомнил о себе.
Однажды великий князь Иоанн проезжал по тем местам, где когда-то сиял золотыми крестами Данилов монастырь, к тому времени упраздненный и забытый. От великокняжеской свиты отстал один юноша; неожиданно перед ним предстал незнакомец. В его виде было что-то такое, чего юноша сильно испугался. Неизвестный успокоил его, назвался Даниилом, великим князем Московским и повелел передать великому князю Иоанну: "Себя ты всячески утешаешь, а меня предал забвению. Но если даже ты и забыл меня, то не забыл меня Господь Бог".
После этих слов святой князь сделался невидим, а юноша в большом смущении и страхе догнал свиту и предстал перед великим князем Иоанном. На вопрос князя, что случилось, он передал ему все виденное и слышанное. С той поры Иоанн III постановил петь соборные панихиды по своим родственникам - князьям и поминать их милостыней.
А при царе Иоанне IV Грозном совершилось первое чудесное исцеление от мощей преподобного князя Даниила. Какой-то купец вместе со своим сыном плыл по Москве-реке из Коломны в Москву. Когда купеческая барка поравнялась с тем местом, где прежде стоял Данилов монастырь, купеческий сын почувствовал вдруг приближение смерти от страшной боли в животе. Кто-то из спутников предложил перенести больного к могиле князя Даниила и положить около нее. Позвали священника, отслужили молебен о здравии - и болящий стал полностью здоровым.
Узнав об этом чуде и о том, что место Данилова монастыря долгие два века остается в запустении, царь принимает решение возобновить древнюю обитель. Строятся каменные келий, а главное - каменный храм во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Таких храмов тогда не было, пожалуй, во всем христианском мире. А предполагал государь, что это будет главный храм Москвы, собор всех соборов, центр русской митрополии. Время Иоанна Грозного - время первого возрождения Свято-Данилова монастыря после двухвекового забвения.
30 августа 1652 года по велению царя Алексея Михайловича и только что избранного святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Никона святые мощи князя Даниила были перенесены с места их обретения в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. В эти же годы благоверный князь Даниил был прославлен Русской православной церковью в лике святых угодников Божиих. Его мощи, сохранившиеся нетленными в течение трехсот пятидесяти лет, почивали открыто в храме Святых Отцов.
Но немало и претерпел Данилов монастырь от верховных властей. В начале XVIII века Россия оказалась, по выражению А.С. Пушкина, "вздернута на дыбы" реформами Петра I. Ему мешало все, что отличало нас от Запада. С недоверием смотрел он и на Православную церковь, пытаясь ее тоже реформировать.
Екатерина II, считавшая себя преемницей Петра Великого, воздвигла на церковь новые притеснения. У монастырей и храмов отнимались владения и забирались в казну, иные вовсе закрывались, а остальные распределялись по "классам". По штатному расписанию 1764 года Данилов монастырь стал третьеклассным. Ему разрешено было иметь братии всего 12 человек.
Наступил XIX век. И святыни монастыря были осквернены "просвещенными" воинами Наполеона. Они содрали серебряный оклад с гробницы святого князя Даниила, делили между собой церковную утварь и одежду. Но унести все это далеко так и не смогли: почти все полегли в российских снегах во время бегства.
В 30-е годы XIX века в центре обители поднялся новый величественный храм: на средства купцов Куманиных и потомственных почетных граждан Шустовых был построен Троицкий собор Данилова монастыря.
В древности монастыри были и местом захоронения. До наших дней дошли в неприкосновенности некрополи Донского ' и Новодевичьего монастырей. А вот Даниловский некрополь не сохранился. Хотя в XIX веке он был одним из самых знаменитых в Москве. Здесь были могилы Н.В. Гоголя, Н.М. Языкова, Н.Г. Рубинштейна, С.М. Третьякова, А.С. Хомякова, В.Г. Перова и многих других.
Весь XIX век Данилов монастырь рос, обустраивался и богател. Теперь в нем уже было 50 человек братии. И как всякий православный монастырь, жил и богател он не ради себя самого, а чтобы служить Богу и людям. В обители была построена богадельня для престарелых женщин и дом для священнослужителей, вышедших на покой; здесь действовала церковно-приходская школа; иноки монастыря духовно окормляли русских воинов в действующих армиях и на флоте.
Но грянул XX век. Рухнуло тысячелетнее здание Российской империи. В стране с вековыми православными традициями теперь взрывали и жгли храмы, реками текла христианская кровь. В годы, когда были разорены такие духовные центры России, как Оптина Пустынь, Троице-Сергиева лавра и другие обители, в Даниловом монастыре с особой силой разгорелся огонь пасторства. Народ видел в братии настоящих подвижников веры. Сюда отовсюду стекался православный люд. Даниловский монастырь продержался дольше всех. В 1930 году обитель была закрыта богоборческими властями. Последний настоятель обители архиепископ Феодор (Поздеевский), образованнейший человек, бывший ректор Московской духовной академии, и 50 иноков, большинство из которых - ее выпускники и студенты, после жестоких пыток были расстреляны.
На долгие годы монастырь стал детским приемником-распределителем с тюремными порядками. Было разрушено все. что только можно разрушить. И лишь в 1983 году обитель святого князя Даниила возвращают церкви - первую среди русских монастырей, закрытых в годы гонений!
Прежде всего было принято решение о создании мемориальной часовни с огромными склепами, куда собрали останки всех, кто был погребен когда-то на Даниловском кладбище (почти шесть гробов доверху заполнили костями и черепами, найденными во время прокладки сетей и коммуникаций!).
В восстановлении монастыря принимала участие вся Русская православная церковь. Со всех концов страны текли пожертвования. Тысячи москвичей и паломников из других мест участвовали в строительстве. И всего за пять лет, к 1000-летию Крещения Руси, как и задумывалось, обитель восстала из руин! И главным событием торжеств стало богослужение в День памяти всех Святых земли российской на территории Данилова монастыря.
Это - прекрасный опыт возрождения порушенных святынь, которые в 90-е годы пришлось восстанавливать великое множество. Он первая ласточка. А венцом этого возрождения стал храм Христа Спасителя, в котором по благословению и при непосредственном участии Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия, при поддержке администрации президента России, правительств РФ и Москвы и лично мэра столицы Ю.М. Лужкова, Академии наук РФ, Благотворительного фонда "Взгляд ребенка" и других государственных, общественных и религиозных организаций проходят нынешние юбилейные мероприятия.
На вечере много говорили о сегодняшнем дне обители, отдавая должное ее огромной духовно-просветительской деятельности. Ведь монашеская жизнь состоит не только в молитвах, но и в нескончаемых трудах.
Обитель находится в самом центре столицы, мощные монастырские стены ограждают ее от суеты и шума большого города, но не от духовных проблем внешнего мира. Братия монастыря идет со словом веры в воинские части и дома престарелых, в больницы и тюрьмы, в дома ребенка и детский приемник-распределитель для трудных подростков. Благодаря их просветительской деятельности в 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия атомной подводной лодке Северного флота было присвоено имя князя Даниила Московского, а 17 марта 2002 года, в день преставления святого, инженерные войска России приобрели в его лице своего небесного покровителя.
Есть в монастыре воскресная школа, сейчас в ней обучаются около ста ребят от шести до пятнадцати лет. На катехизических курсах занимаются взрослые.
С 1998 года при Даниловом монастыре действует Центр духовного развития молодежи. У каждой из его служб обширный круг задач. Так, миссионерская служба организует лекции и беседы по основам православия, ведет переписку с заключенными, дает консультации по телефону. Дирекция детско-юношеских программ курирует курсы юных пономарей, церковно-певческую студию, классическую художественную школу, театральную студию, военно-спортивный клуб "Стратилат", музыкально-хореографическую студию, организует детский и молодежный отдых на базе лагеря "Звездный".
Социальная служба помогает многодетным нуждающимся семьям, проводит рождественские, пасхальные и другие праздники для детей-инвалидов, детей из детских домов, из малообеспеченных семей, организует фестивали, выставки, концерты; создала свой ансамбль "Сретение". И так далее, и так далее.
1 сентября этого года за успехи в деле духовно-нравственного просвещения и воспитания молодежи центр стал лауреатом премии "Обретенное поколение".
Словом, монастырь снова зажил своей полнокровной жизнью.
А значит, Россия обретает себя.

 


Елена ЕЛИСЕЕВА